Новости

Вернуться к списку новостей

Осень: не смотря на COVID ждите проверки

Итак, ЭТО все-таки произошло: на пороге вашей организации стоит государственный инспектор труда с плановой или, что еще хуже, с неплановой проверкой. Однако прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, он должен предъявить следующие документы:

  • служебное удостоверение;
  • распоряжении на проверку, заверенное печатью и подписью руководителя.

Что должно быть в распоряжении?

В распоряжении в обязательном порядке указываются:

  1. Название компании, которую будут проверять.
  2. Фамилия проверяющего (проверяющих) государственного инспектора труда. Если один из государственных инспекторов труда в документе не указан, он не вправе проводить проверку.
  3. Предмет проверки.

Отсутствие в распоряжении предмета проверки делает документ недействительным.

Что должно быть в предписании?

  1. Дата составления документа.
  2. Описание нарушения с указанием соответствующего нормативного правового акта.
  3. Что требуется исправить и временные рамки, отведенные на устранение. Причем о выполнении необходимо сообщить в государственную инспекцию труда.

ВАЖНО!

Если недостатки не выявлены, предписание не составляется. 

Кроме этого, независимо от итогов проверки, составляется акт в двух экземплярах: один — для проверяющего государственного инспектора труда, другой — для работодателя. В нем указывается список документов, изученных государственным инспектором труда при проверке, и все обнаруженные нарушения. Кстати, именно в акте работодатель может указать свое согласие или несогласие с результатами проверки.

В случае несогласия, у работодателя есть 15 дней с момента получения акта, чтобы письменно обжаловать предписание в государственную инспекцию труда.

Можно ли избежать штрафа?

Практика показывает, что можно. Особенно с учетом некоторых тенденций смещения штрафных санкций в сторону смягчения. Как правило, штраф не налагается, если нарушения не очень значительны и руководитель организации, где были выявлены нарушения, отсутствует по уважительной причине, например, по болезни. Государственный инспектор труда в такой ситуации может ограничиться лишь предписанием с пометкой устранить выявленные нарушения.

Если виновный присутствует, то с целью уменьшения суммы штрафа или вовсе его исключения необходимо доказать государственному инспектору труда, что нарушение было совершено впервые и все последствия, которые могли бы возникнуть из-за него, уже предотвращены. Практика показывает, что этот вариант также возможен.
Однако есть нарушения, наказывать за которые правомочен лишь суд и по которым предусмотрена уголовная, а не только административная ответственность, особенно если нарушения повлекли за собой причинение вреда здоровью.

Не всегда наказание, вынесенное инспектором, является правомерным.

Прежде чем обратиться в суд, настоятельно рекомендуем проанализировать ситуацию на соответствие нормативным правовым актам, сопоставить с ними действия государственного инспектора труда на наличие в его действиях явных нарушений. В противном случае есть риск потерять и время, и финансы. Перефразируя известное выражение, можно сказать так: «Хочешь не бояться проверок, готовься заранее. Зная, за что могут грозить штрафы, работай на опережение». ​

ВАЖНО!

Инспекционные проверки государственной инспекции труда по серьезности последствий для бизнеса на сегодня являются более значимыми чем, проверки налоговой службы.

Если у вас был опыт проверки государственной инспекцией труда, то в 2020 году можно считать, что этот опыт равен нолю. Почему? Если вы видели свою организацию в плане проверок на 2018 год или 2019 год, вы были готовы к этим проверкам морально, поскольку рассчитывали на получение стандартной формы распоряжения. В этом распоряжении вы знали, ЧТО будет запрошено (как правило, это около 80 стандартных документов). Работодатели заранее знали, ЧТО будут спрашивать государственные инспекторы труда, какие документы вызовут наибольший интерес. На сегодня работодатели столкнулись с тем, что в разных регионах имеют место совершенно различные требования к проверкам со стороны региональных подразделений государственной инспекции труда.

Государственные инспекции труда во многих регионах по-прежнему не используют при проверках проверочные листы. Перечень запрашиваемых документов указывают в распоряжении о проверке (извлечение из распоряжения).

Вы соглашаетесь с этим? Считаете, что в вашей организации не так много работников и проще пройти проверки по старым подходам, а не по проверочным листам? Однако это является нарушением порядка проведения проверки.

Какой регламент проведения проверок по охране труда?

С 22 октября 2019 года вступил в силу Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019 года № 160 (далее — Административный регламент).

Тем из вас, кто нашел свою организацию в плане проверок на 2020 год, настоятельно рекомендуется тщательно его изучить.

Внимательно готовимся по проверочным листам

Плановые проверки должны проводиться только по проверочным листам (спискам контрольных вопросов; далее — проверочный лист), которые есть в свободном доступе на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (далее — Роструд). Несмотря на то что большое количество вопросов уже не актуальны, никаких рекомендаций для проверок нет, и плановая проверка должна проводиться только по проверочным листам.

Рекомендация эксперта 

Проверки государственной инспекцией труда и класс опасности организации

На начало 2020 года многие организации имеют опыт прохождения проверок или знакомы с опытом прохождения проверок другими организациями исходя из присвоенного класса опасности.

Почему важно знать, какая категория риска или какой класс опасности присвоен вашей организации?

Ответственность за нарушения требований охраны труда

Государственный инспектор труда наложил штраф за непроведение СОУТ на рабочем месте старшего смены службы безопасности. Представитель компании обратился в суд, чтобы обжаловать такое решение. Судья постановление государственного инспектора труда отменил и указал, что срок привлечения к ответственности истек. 

Однако государственный инспектор труда с решением суда не согласился и обжаловал его в вышестоящей инстанции. Краевой суд правильно оценил, что непроведение СОУТ — длящееся нарушение. При длящемся нарушении срок давности исчисляют со дня, когда обнаружили нарушение. Поэтому краевой суд отменил решение городского суда. Компании придется оплатить штраф за непроведение СОУТ.

Смотреть другие примеры

Какие законодательные нормы проверок по охране труда?

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным Законом № 294-ФЗ).

Читать далее

 


Не знаете, где найти нужный для работы номер журнала, статью в электронной форме, шаблоны документов в word?