Статьи

Вернуться к списку статей
Пожарная безопасность

Современные методы обучения вопросам пожарной безопасности

Профессиональное обучение пожарнотехническому минимуму (далее — ПТМ) обязательно включает в себя практическую часть. Однако в последнее время многие учебные центры о ней как будто забыли. А ведь что может быть важнее, чем научить человека тушить пожар не только на рабочем месте, но и дома? Наверное, всем хочется сохранить свое имущество при пожаре! А как действовать при пожаре? Как пользоваться средством индивидуальной защиты органов дыхания (самоспасателем)? Как действовать в дыму? Эти навыки могут спасти вам жизнь!

Пожарные подразделения мгновенно не смогут оказаться у вас при пожаре. Им нужно время на обработку звонка, сбор, прибытие, разведку, развертывание сил и средств. Чтобы не дать пожару распространиться, нанести крупный материальный ущерб, привести к гибели людей, пожар лучше всего тушить в его начальной стадии.

Более того, в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69, п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390) каждый гражданин обязан принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров.

Но что значит «принимать посильные меры»? По моему мнению, каждый гражданин на основе своего внутреннего убеждения должен принимать решение о таких действиях. При тушении пожара или эвакуации людей человек должен осознавать все опасности, связанные с этим. Однако, если он не подготовлен ни технически, ни морально, то какой результат будет от его действий? 
Неподготовленный гражданин в такой ситуации может подвергнуть риску не только свою жизнь, но и жизни других. А если человек обучен необходимым навыкам, и еще у него есть самоспасатель и огнестойкая накидка, то он вполне может справиться с пожаром в его начальной стадии. Пожары не только уничтожают имущество, но и забирают жизни людей. Во время пожара бывает так, что не все успевают вовремя покинуть горящее здание. 

Давайте теперь вспомним о «Зимней вишне», где пожар начался в детском игровом парке. Была ли возможность у персонала потушить пожар в начальной стадии? На мой взгляд, была! Но персонал не был готов и не был обучен, не воспользовался огнетушителями, а просто эвакуировался. 
Руководитель организации, направляющий своих работников на обучение ПТМ, должен понимать всю важность данного обучения и требовать от учебных центров обязательные практические занятия.

В практическую часть занятий обычно входят:

  • работа с огнетушителем на модельном очаге пожара;
  • отработка действий при обнаружении пожара.

При проведении этих занятий имеются проблемные вопросы. Давайте их рассмотрим.

Работа с огнетушителем на модельном очаге пожара

Самый распространенный класс пожара — класс А (твердые вещества). 
Модельный очаг пожара класса А представляет собой деревянный штабель в виде куба. Этот куб поджигают — и через определенное время его необходимо потушить огнетушителем. Здесь и возникает первый вопрос: где проводить такие занятия? В любом населенном пункте мест, где можно официально, без нарушения требований пожарной безопасности разжечь огонь, практически нет. Для проведения таких занятий необходимы специальные полигоны для изучения и отработки действий при пожаре. Обычно на эти полигоны трудно попасть, а при плохой погоде (сильный ветер, осадки) провести на них занятия вообще невозможно. А что если таким способом требуется обучить большое количество людей, сколько это займет времени? Также для каждого обучаемого необходим новый деревянный штабель! Сколько потребуется использовать огнетушителей и сжечь древесины? Насколько это целесообразно?

Отработка действий при обнаружении пожара

«Охрана труда и пожарная безопасность», 2020, №6
РЕКОМЕНДУЕМ ВАМ:
ОТПБ
ДРУГИЕ ВЫПУСКИ ♦ ПОДПИСКА

Как отработать это на практике? Если все проговаривать в устной форме, то зачем тогда этот вопрос входит в практическую часть занятий? В соответствии с действующим законодательством обучение значительной части граждан (руководители и главные специалисты организации; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа; работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы и прочие) должно проводиться с отрывом от производства, то есть в учебном центре. Но каким образом отработать действия при пожаре в учебном центре? Как отработать звонок в пожарную охрану, отключение электроэнергии и т. д.?

Для решения всех этих проблем нужны современные методы обучения, и они существуют. Одним из таких методов является интерактивный тренажерный комплекс «Шанс» по применению первичных средств пожаротушения от компании ООО «НПК Пожхимзащита».

Данный комплекс предназначен для приобретения теоретических знаний и закрепления практических навыков эксплуатации переносных огнетушителей при тушении пожаров в зданиях офисного, производственного или складского назначения, а также для отработки действий при обнаружении пожара.

Описание программного обеспечения

Программное обеспечение комплекса позволяет использовать систему компьютерного зрения — трехмерное интерактивное изображение помещения и расположенных в нем объектов: очага пожара, задымления, огнетушащей струи, изменения площади пожара в зависимости от действия. Программное обеспечение учитывает симуляцию физических законов в процессе выполнения интерактивного ситуационного сценария в режиме реального времени.

Эффективность тушения очага интерактивного пожара обусловлена временем выхода огнетушащего вещества из огнетушителя и точности наведения струи на очаг.

Программное обеспечение имеет: два режима работы — обучение и тестирование (зачет без оценки), пять сценариев пожара в зависимости от вида горючего материала.

Обучаемые имеют возможность:

  • отрабатывать до автоматизма последовательность действий, которые необходимо выполнить при возникновении пожара;
  • отрабатывать навыки по ликвидации «виртуального» пожара, манипулируя огнетушителем и направляя струю огнетушащего вещества на очаг пожара;
  • учиться определять класс пожара и правильно осуществлять выбор соответствующего огнетушителя;
  • оценивать и корректировать свои действия.

Преподаватель имеет возможность:

  • автоматически оценивать действия обучаемого;
  • предоставлять обучаемому на выбор один из пяти сценариев пожара.

Виды сценариев интерактивных пожаров предусматривают:

  • применение ручных огнетушителей при горении твердых горючих материалов;
  • применение ручных огнетушителей при горении горючих жидкостей;
  • применение ручных огнетушителей при горении горючих газов;
  • применение ручных огнетушителей при возгорании оборудования под напряжением;
  • применение ручных огнетушителей при возгорании комбинированных очагов пожара.

Преимуществами данного комплекса являются:

  • мобильность, время установки и настройки не более 20 минут;
  • неограниченное количество обучаемых;
  • простота настройки и использования;
  • реальный вес огнетушителей;
  • звуковое сопровождение (горение, использование огнетушителя);
  • два режима работы (обучение и тестирование);
  • пять сценариев пожара в зависимости от вида горючего материала.

В состав комплекса входит:

  • мобильная стойка с оборудованием и информационной панелью;
  • три массогабаритные модели огнетушителей различных типов с электронной лазерной насадкой (раструб);
  • проекционный экран на штативе;
  • мультимедиа-проектор с короткофокусным объективом и портативной камерой;
  • персональный компьютер (ноутбук) с ОС Windows;
  • дидактическое программное обеспечение;
  • беспроводной пульт управления;
  • мультимедийный динамик (система озвучивания);
  • сетевой фильтр;
  • устройство зарядки лазерной насадки (раструба);
  • брошюры — руководство по сборке и руководство по эксплуатации.

Учебно-консультационный центр «Шанс» в своей работе успешно применяет данный тренажер, и целый ряд государственных компаний уже приобрели такие комплексы и сейчас проводят по ним обучение своих сотрудников. От пользователей поступает масса положительных отзывов!

Тренажерные комплексы позволяют обучаемым наработать необходимые навыки при возникновении пожара, в том числе: сообщение о пожаре, отключение электроснабжения, использование первичных средств пожаротушения. Программы тренажерного комплекса максимально приближены к реальным ситуациям, которые могут возникнуть в организации. Комплекс мобилен (время установки и настройки оборудования не более 20 минут), обучение можно проводить не только в учебном классе, но и в любом подразделении организации, специально оборудованного места не требуется.

 

Интерактивный тренажерный комплекс «Шанс» по применению первичных средств пожаротушения идеально подойдет для учебных центров, а также для крупных организаций, которые самостоятельно проводят обучение.

Сейчас активно происходят изменения в законодательстве о пожарной безопасности. Возможно, стоит отказаться от тушен ия модельных очагов при обучении и ис пользовать современные методы обучения? Современные технологии в достаточной степени могут заменить настоящий огонь.

ООО «НПК Пожхимзащита» выезжает в организации и учреждения Москвы и Московской области для проведения практических тренингов с использованием мобильной версии ИТК «Шанс».  Если заказчик закупил продукцию марки «Шанс» на определенную сумму, то такие тренинги для него — БЕСПЛАТНЫЕ. В остальных случаях — на договорной основе. 

    


Не знаете, где найти нужный для работы номер журнала, статью в электронной форме, шаблоны документов в word?

Читайте также