Новости

Вернуться к списку новостей

Реформа государственного надзора и «регуляторная гильотина»: что нового?

В центре внимания отечественных СМИ остаются законопроекты «Об обязательных требованиях» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», одобренные на заседании Правительства 28 ноября и внесенный в Госдуму.

Так, ТАСС обращает внимание, что законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» – документ объемом более 250 страниц – оставляет 35 видов госконтроля, которые не подпадают под реформу. Среди них – функции Банка России, то есть надзор за деятельностью кредитных и некредитных организаций, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах. Под законопроект не подпадают функции ФАС России, налоговый, таможенный и валютный контроль.

Напомним, что законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» устанавливает процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля, определяет перечень оснований для открытия контрольно-надзорного производства и определяет критерии эффективности надзорной деятельности. Также вводит новые виды контроля – контрольную закупку, выездные обследования, рейд. Основными декларируются профилактические меры воздействия на бизнес, например, рекомендации.

Декларируется также риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля (надзора), а объекты контроля делятся на соответствующие категории (6 категорий риска – от чрезвычайно высокого до низкого).

Эффективность проверок должна оцениваться по устранению рисков, а не по количеству проведенных проверок и выявленных нарушений. За безосновательные проверки инспекторы будут нести дисциплинарную ответственность, говорится в законопроекте.

Законопроект «Об обязательных требованиях» разработан Минэкономразвития в рамках дорожной карты по реализации «регуляторной гильотины». Им предлагается определить правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, оценка соблюдения которых проводится при осуществлении государственного и муниципального контроля, привлечения к ответственности и так далее.

Законопроектом предусматривается возможность установления экспериментальных правовых режимов, состоящих в полном или частичном отказе от применения обязательных требований.

Предполагается поэтапная отмена действующих нормативных актов, содержащих обязательные требования. В частности, акты Правительства РФ подлежат отмене до 1 января 2021 года, региональные акты – до 1 января 2022 года, муниципальные акты – до 1 января 2023 года.

Министерство строительства и ЖКХ России уже заявило, что в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности внесёт изменения в 183 нормативных документа. В рамках «регуляторной гильотины» Минстрою предстоит выстроить отношения между застройщиками и государством, отсечь избыточные требования и оставить только те, которые на данный момент необходимы рынку.

 

Убедитесь, что вы подписаны на журнал и вся необходимая информация — под рукой!