Проект Издательского дома «МедиаПро»

Система управления охраной труда: создание и действие

Современные производства занимают исключительное в ряду прочих отраслей деятельности человека место, создавая условия, неизбежный спутник которых — опасность повреждения здоровья.
В статье пойдет речь о реализации государственной политики в области охраны труда на среднесрочную перспективу, о работе Правительства Российской Федерации по законодательному оформлению и внедрению системы профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Планы по законодательному совершенствованию системы управления охраной труда

По мнению известного русского государственного деятеля в области трудовых отношений В. П. Литвинова-Фалинского, производство — это арена, на которой различные силы природы совершают полезное, будучи приложены к множеству отдельных частей, находящихся в известном соотношении между собой. Роль человека в этом деле — направлять и руководить силами. Чем производство совершеннее, тем число служащих ему сил разнообразнее, тем более угрожающей становится обстановка, тем опаснее она для человека.

Несмотря на то что этот вывод был сделан в начале прошлого века, подтверждение ему находим и сегодня.

Благодаря развитию системы профилактики производственного травматизма отмечается устойчивая тенденция к его снижению. С 2005 года количество несчастных случаев, в том с тяжелыми последствиями, уменьшилось в 2 раза. Тем не менее причины, повлекшие такие случаи, осталась без изменений.

Так, более половины несчастных случаев вызваны типичными причинами организационного характера, а также «человеческим фактором», включая плохую организацию работ (более 30 % случаев).

В то же время за указанный период неизменному росту была подвержена численность работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда. По итогам 2014 года значение данного показателя составило 39,7 % от численности занятых в базовых отраслях экономики.
Учитывая данное обстоятельство, нельзя допустить возможности снижения уровня внимания к вопросам обеспечения безопасности труда, создания современных методов управления охраной труда.

Реальным прорывом в области управления охраной труда, в том числе управления экономикой охраны труда, стало принятие в 2013–2014 годах законодательства о специальной оценке условий труда и его подзаконных нормативных правовых актов.

Наряду с объективизацией данных о состоянии условий труда на каждом рабочем месте в стране сформированы конкретные и понятные инструменты экономического и административного стимулирования работодателей к обеспечению достойного, с точки зрения безопасности, труда.

Работа Правительства Российской Федерации направлена на законодательное оформление и внедрение системы профилактики (предупреждения) производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Планируются объемные поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) в части формирования законодательных основ управления профессиональными рисками. Будут определены обязанности работодателей, работников, профессиональных союзов по выявлению, исключению (снижению) опасностей травмирования и заболевания работников на постоянной основе.

!
Сегодня меры безопасности устанавливаются на федеральном уровне в правилах по охране труда и не могут полностью учесть всю специфику различных видов экономической деятельности, что дает потенциальную возможность работодателю самоустраниться от ежедневного контроля за безопасностью на своих рабочих местах.
Новый подход обеспечит со стороны государства установление рамочных общих правил, рекомендаций по организации работы, потребовав от работодателя детальной системы контроля с учетом специфики своей деятельности, в том числе применяемых техники и технологий.

Достаточность мер будет определять работодатель (и нести за это ответственность).
Рассчитываем полностью отказаться от списочного (статусного) подхода в реализации мер безопасности.

ВНИМАНИЕ!
Обеспечение средствами индивидуальной защиты должно будет осуществляться не на основе типовых отраслевых норм, а исходя из единых норм в отношении каждого имеющегося на рабочем месте вредного производственного фактора.

Будет детализирован учет несчастных случаев на производстве, в том числе обеспечен учет микротравм и инцидентов, с целью предотвращения сокрытия таких случаев.
Уже сейчас Минтрудом России предпринята попытка активизировать деятельность не только социальных партнеров, но и, в первую очередь, работников по организации и обеспечению управления охраной труда.

Проект Типового положения о системе управления охраной труда

В соответствии со статьей 209 ТК РФ в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ с середины 2014 года Минтрудом России разрабатывается Типовое положение о системе управления охраной труда (далее — Типовое положение о СУОТ).

В рамках данной работы были учтены не только российские, но и международные действующие документы, определяющие порядок организации и осуществления охраны труда, в том числе:
стандарты Системы стандартов безопасности труда:
- ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования», ILO-OSH 2001 (МОТ-СУОТ);
- ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации. Общие требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
- ГОСТ 12.0.002-2014 «Термины и определения»;
директивы Совета Европейских сообществ;
Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. OHSAS 18001:2007;
документы международной организации по стандартизации (ISO 31000);
документы по управлению охраной труда отдельных организаций.

Основная цель разработки проекта Типового положения о СУОТ, которую преследовало Министерство, — установление рекомендаций:
по разработке, внедрению и функционированию системы управления охраной труда (далее — СУОТ) у конкретного работодателя;
по подготовке, принятию и реализации решений по осуществлению организационных, технических, лечебно-профилактических и иных мероприятий, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников;
по основным направлениям работы по охране труда в организации;
по распределению обязанностей и ответственности в области охраны труда.

Следует учесть, что Типовое положение о СУОТ содержит в себе рекомендации по организации управления охраной труда у конкретного работодателя. Его утверждение нисколько не направлено на разрушение уже существующих СУОТ у отдельных работодателей, построенных по другим формальным правилам, но обеспечивающих выполнение требований охраны труда.

Введение в действие Типового положения о СУОТ должно помочь тем работодателям, которые еще не создали СУОТ, либо не удовлетворены действующей системой.

Итак, что же конкретно предлагается.

Основной рекомендацией Типового положения о СУОТ должен стать перечень обязанностей не только работодателя и его структуры (тех кто непосредственно отвечает за организацию охраны труда), но и работников, непосредственно участвующих в охране труда.

Проект Типового положения о СУОТ определяет структуру СУОТ, в которой положение о системе управления охраной труда — главенствующий документ, однако не единственный.

Положение о системе управления охраной труда может либо включать непосредственно в себя все необходимые требования, либо содержать ссылки на тот или иной локальный нормативный акт работодателя.

Несмотря на рекомендательный характер Типового положения о СУОТ необходимым все-таки видится установление ряда обязательных и основополагающих условий должного функционирования СУОТ, а именно:
СУОТ должна быть совместима или может быть объединена с другими системами управления, действующими у работодателя;
СУОТ должна распространять свое действие на деятельность всех структурных подразделений и иных структурных единиц работодателя, в том числе обособленных структурных подразделений, а также на деятельность подрядчиков и поставщиков, осуществляемую на территории и на объектах, контролируемых работодателем;
требования СУОТ обязательны для всех работников работодателя, подрядчиков и поставщиков, осуществляющих свою трудовую деятельность на территории и объектах, контролируемых работодателем, а также для третьих лиц, находящихся на территории и объектах, контролируемых работодателем.

ВНИМАНИЕ!
Разработку положения о системе управления охраной труда рекомендуется осуществлять с привлечением работников и (или) уполномоченных ими представительных органов по вопросам охраны труда (при наличии).

В структуру положения о системе управления охраной предлагается включать разделы (подразделы), определяющие:
политику и цели работодателя в области охраны труда;
распределение обязанностей и ответственности в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя;
процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда;
порядок контроля функционирования СУОТ, мониторинга реализации процедур, планирования улучшений функционирования СУОТ;
порядок реагирования на инциденты, аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
порядок управления документами.

Определяя политику, рекомендуется учитывать необходимость обеспечения, в первую очередь, приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Кроме того, учитывая декларативный характер такого документа, как политика, не менее важно отразить личную приверженность работодателя к обеспечению, насколько это возможно, безопасных условий труда и соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда, а также гарантированное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов по вопросам охраны труда, к участию в управлении охраной труда.

Следуя указанным рекомендациям, можно быть уверенным в реальном осознании работодателем значимости охраны труда и первоочередности управления ее процессами.
Однако не следует забывать, что принципы требуют реализации. Это мы и попытались сделать, предложив не только примерную организационную структуру управления охраной труда, но и рекомендуемый набор обязанностей участников отношений в сфере управления охраной труда.

Безусловно, особая роль отведена не только работодателю, который всегда и везде полноценно ответственен за СУОТ, но и специализированным его подразделениям (при наличии таковых). Имеются в виду служба охраны труда, штатные специалисты по охране труда, организация или специалисты, оказывающие услуги в области охраны труда, которые привлекаются работодателем по гражданско-правовому договору. В отношении таких структур и лиц на каждом уровне управления определен соответствующий функционал.

Перечень конкретных обязанностей в сфере охраны труда, в значительной степени, сформирован исходя из предусмотренных ТК РФ обязанностей работодателя и работника.

Также имплементированы положения российских (добровольного применения) и международных документов по управлению охраной труда, что, по нашему мнению, позволяет формировать СУОТ не столько более современную, учитывая уровень развития применяемых технологий, сколько более цивилизованную, исходя из уровня понимания значимости этого направления работы каждым участником.

Достижение целей работодателя в области охраны труда предложено обеспечить путем реализации следующего набора процедур:
подготовка работников по охране труда;
оценка условий труда;
управление профессиональными рисками;
наблюдение за состоянием здоровья работников;
информирование работников;
обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
обеспечение работников молоком (другими равноценными пищевыми продуктами) или лечебно-профилактическим питанием;
проведение подрядных работ или снабжение безопасной продукцией.

Управление профессиональными рисками

Остановимся на совершенно новой процедуре — управление профессиональными рисками.
Так, впервые приведен примерный набор опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, которые могут рассматриваться в ходе управления профессиональными рисками.

Рекомендована стандартная для мировой практики схема управления профессиональными рисками — выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков, снижение (устранение) профессиональных рисков.

При обсуждении проекта Типового положения о СУОТ отдельные участники указали на ошибочность такого подхода и необходимость выделения из общего процесса управления профессиональными рисками мероприятий по выявлению опасностей и их оценке.

Стоит отметить, что значительная часть международных документов, в том числе ИСО/МЭК 31010:2009 «Менеджмент риска. Методы оценки риска», рассматривают процедуры выявления опасностей, их анализа или оценки исключительно как составляющие общей процедуры по управлению рисками.

ИСО/МЭК 31010:2009 «Менеджмент рисков. Методы оценки рисков» сосредоточен на оценке рисков. Оценка риска помогает лицам, принимающим решения, понять риски, которые могут повлиять на достижение целей также хорошо, как адекватное управление уже на месте. ИСО/МЭК 31010:2009 фокусируется на понятиях, процессах и выборе метода оценки рисков.

Методы оценки уровня профессиональных рисков рекомендуется выбирать с учетом характера деятельности работодателя и сложности выполняемых им операций.

Также даны рекомендации по исключению или снижению уровней профессиональных рисков, в том числе:
исключение опасной работы (процедуры);
замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников (защита временем);
использование средств индивидуальной защиты;
страхование профессионального риска.

Качество реализованных в ходе управления охраной труда мероприятий предлагается оценивать в рамках 4-ступенчатого контроля функционирования СУОТ (постоянный (текущий), периодический и реагирующий контроль, внутренний и внешний аудит).

ВНИМАНИЕ!
Установление на любом уровне контроля факта невыполнения каких-либо требований, способного привести к инциденту, аварии, несчастному случаю, профессиональному заболеванию, рекомендовано расценивать как условие для незамедлительного принятия корректирующих действий.

В качестве завершающего этапа управления охраной труда рекомендуется планирование улучшений функционирования СУОТ.

Отдельным элементом управления охраной труда предложено определить реагирование на инциденты, аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.

Содержащиеся в проекте Типового положения о СУОТ рекомендации не только не должны, но и не могут восприниматься как безапелляционное руководство к действию, поскольку невозможно учесть всей специфики осуществляемых работодателями видов экономической деятельности, их организационно-правовых форм и непосредственного функционирования.

Еще раз — Типовое положение о СУОТ будет носить исключительно рекомендательный характер. Как его использовать, работодатель должен определиться сам.

В то же время утверждение Типового положения о СУОТ позволит сформировать и установить гармонизированные с международным законодательством основные рекомендации по управлению охраной труда у работодателя, обеспечивающие последовательное улучшение состояния условий и охраны труда на рабочих местах.

Автор: Петр Сергеевич СЕРГЕЕВ, заместитель директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность» №6, 2016

ПОДРОБНЕЕ О ЖУРНАЛЕ КУПИТЬ ЖУРНАЛ