Проект Издательского дома «МедиаПро»

Цифровой куратор. Все о новой профессии

В эту пятницу, 14 сентября, Минтруда РФ завершает общественное обсуждение проекта профессионального стандарта новой специальности – «Консультант в области развития цифровых компетенций населения (цифровой куратор)».

Эксперт журнала «Охрана труда и пожарная безопасность», заместитель руководителя центра охраны труда ТПП Ростовской области Анастасия Викторовна Борисова специально для наших подписчиков анализирует основные положения готовящегося профстандарта.В удобной таблице – смотрите информацию о Трудовых функциях цифрового куратора в зависимости от базовой квалификации работника. Инструкцию по охране труда для новой специальности ожидайте в будущих выпусках журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».

Основным видом деятельности для цифрового куратора является оказание информационно-консультационных услуг населению в области развития цифровых компетенций.
Термин «цифровые компетенции» имеет различные формулировки, однако наиболее емким в данном случае является следующее определение, представленное в работе [3]: цифровые компетенции – это совокупность знаний, способностей, особенностей характера и поведения, которые позволяют человеку понять, как работают информационные и коммуникационные технологии, для чего они нужны и как они могут быть применены для достижения конкретных целей.

Целью профессиональной деятельности рассматриваемого специалиста является просвещение в вопросах применения цифровых технологий и онлайн-сервисов в различных сферах жизни различных групп населения. Следуя  поставленной цели, развитие цифровых компетенций должно охватывать широкий круг населения различных возрастов и профессиональной занятости.

Сфера возможного применения профессиональных знаний «цифрового куратора» включает:
- учреждения образования;
- досуговые учреждения (клубы, дворцы и дома культуры, дома народного творчества);
- многоцелевые центры с преобладанием культурного обслуживания населения;
- администрации (области, города, района, поселения).

НЕОБХОДИМЫЙ Уровень образования:
- среднее общее образование и профессиональное обучение в соответствии с  программой профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих (уровень квалификации 3);
- среднее профессиональное образование, если в основной образовательной программе не было предметов, которые обеспечивали бы освоение функций по консультированию населения в области информационных технологий (уровень квалификации 6);
- высшее образование по программе бакалавриата (уровень квалификац 6).

ВОЗМОЖНЫЕ Варианты  наименований должностей в зависимости от трудовой функции работника:
- ассистент консультанта в области развития цифровых компетенций;
- консультант-стажер в области развития цифровых компетенций;
- младший консультант в области развития цифровых компетенций;
- консультант в области развития цифровых компетенций;
-  старший консультант в области развития цифровых компетенций.

ОБОБЩЕННАЯ Трудовая функция работника заключает в выполнении следующих действий:
- осуществление вспомогательных функций по консультированию населения в области развития цифровых компетенций (уровень квалификации 3);
- консультирование населения в области развития цифровых компетенций (уровень квалификации 6).
Фактическая трудовая функция «цифрового куратора», закрепленная в дальнейшем должностной инструкцией, будет зависеть от уровня квалификации работника, его  знаний и умений (см таблицу).

Трудовая функция консультанта в области развития цифровых компетенций населения («цифрового куратора») в зависимости от базового уровня квалификации работника

СКАЧАТЬ ПОДРОБНУЮ ТАБЛИЦУ

Общие требования к кандидату на рабочее место консультанта в области развития цифровых компетенций населения («цифрового куратора»)  независимо от его уровня квалификации включают:

  • Знание базовых цифровых компетенций и тенденций их развития, возрастные особенности различных групп населения (клиентов), нормы русского литературного языка;
  • Умение использовать современные информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Вместе с этим  «цифровой куратор» должен быть уверенным пользователем персонального компьютера, в том числе внутренних и периферийных устройств мультимедиа, а также ориентироваться в бездонных недрах сети «Интернет». 

Таким  образом, исходя из представленного перечня трудовых функций и рабочих операций, очевидно, что в век информационных технологий профессия  консультанта в области развития цифровых компетенций населения («цифрового куратора»)  необходима современному обществу и будет востребована на рынке труда.

Следует отметить, что работа «цифрового куратора» включает элементы базовых компетенций из различных областей знаний (информатика, программирование, психология, дизайн, менеджмент, коммуникационные технологии) и, несомненно, будет интересна будущим молодым специалистам.

Принимая во внимание требования к образованию специалистов третьего уровня квалификации, к работе «цифрового куратора» возможно привлечение лиц, моложе 18 лет, в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, при условии получения базового среднего образования, что повысит трудовую занятость населения.

Литература:

  1. Григорьева Д. Р., Попченко А. С. Применение информационных технологий в социальной сфере // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 177-179. — URL https://moluch.ru/archive/91/19119/ (дата обращения: 09.09.2018).
  2. https://rg.ru/2018/06/04/cifrovye-kompetencii-nuzhny-ne-tolko-v-it-sfere....
  3. Основные компетенции школьных библиотекарей Индии в эпоху цифровых технологий: Исследование/ http://library.ifla.org/88/13/105-kumbar-ru.pdf.

редакция журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».