Статьи

Вернуться к списку статей
СУОТ и риски

У бизнеса нет окончательного отношения к оценке рисков. Закон однозначно говорит: «ОБЯЗАТЕЛЬНА», – мнение эксперта

Оценка рисков стала одной из самых горячих тем в сфере охраны труда еще в 2018 году, когда Государственная инспекция труда приступила к проверкам в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Самарской областях и выписала ряд предписаний.

– Наш опыт в общении с клиентами показывает, что у бизнеса нет окончательного понимания, обязательна ли оценка рисков и как именно ее проводить. Основные причины этого – непонимание правовых основ процедуры и отсутствие опыта и практического навыка, – комментирует ситуацию для «Охраны труда и пожарной безопасности» Константин Кириллов, заместитель руководителя департамента СОУТ EcoStandard group.

Попробуем разобраться с первой проблемой – непониманием правовых основ – вместе с экспертом. Хотя обязательность оценки рисков прямо не зафиксирована в законодательстве, она, во-первых, прописана в Типовом положении о системе управления охраной труда, утвержденном приказом Минтруда от 19 августа 2016 года № 438н, а во-вторых, четко вытекает из положений нескольких статей ТК РФ. По мнению Константина Кириллова, на вопрос об обязательности оценки рисков, закон однозначно отвечает: «ДА».

1. Оценка рисков обязательна!

2. Управляя рисками, предприятие получает дополнительные бонусы.

3. Приобретенные практические навыки ценны.

С Типовым положением все ясно: чтобы организовать управление профессиональными рисками, работодатель должен их выявить, оценить их уровень и снизить его. Что же касается вывода из ТК РФ, то речь идет о статьях 212 и 219.

Статья 212 ТК РФ обязывает работодателя, помимо прочего, информировать своих работников о риске повреждения здоровья на рабочем месте. Статья 219 ТК РФ, в свою очередь, гласит, что «каждый работник имеет право на получение от работодателя достоверной информации о существующем риске повреждения здоровья».

Две статьи ТК РФ прямо указывают на то, что работодатель должен рассказывать своим сотрудникам, какие риски могут возникнуть у них на рабочем месте и как они от этих рисков защищены. Логично, что работодатель может проинформировать работника о производственных рисках, если он сам знает об этих рисках. А чтобы о них знать, их надо выявить и оценить.

В подтверждение этой позиции есть официальное разъяснение Роструда от 3 апреля 2019 года № 73/1817-03-2. Это официальный ответ Роструда на запрос компании INDITEX, в котором написано: «Несвоевременная оценка уровней профессиональных рисков может привести к аварийным ситуациям и травмированию работников. А также оценка уровней профессиональных рисков является неотъемлемой частью процедуры управления профессиональными рисками в СУОТ работодателя, без которой СУОТ не может считаться функционирующей. За непроведение оценки уровней профессиональных рисков предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ».

То есть без проведения оценки рисков никакая система управления охраной труда не будет полноценной и завершенной, а работодателя ждет административная ответственность.

Хорошая новость для бизнеса заключается в том, что оценка и управление рисками, как две части одной процедуры, несут в себе много бонусов — конечно, если не станут очередной формальной процедурой:

Преимущества оценки рисков

 

Убедитесь, что вы подписаны на журнал и вся необходимая информация — под рукой!

Читайте также