Статьи

Вернуться к списку статей
СУОТ и риски

Оценка профессиональных рисков: а если своими силами?

Роман Владимирович Ушаков, член экспертного совета журнала «ОТПБ», заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group для журнала «Охрана труда и пожарная безопасность» и наших читателей. Продолжаем писать о наиболее обсуждаемом нововведении в области охраны труда – обязанности работодателей оценивать и управлять профессиональными рисками.

Реально ли провести оценку рисков собственными силами и с чего начать?

Как уже отмечалось в предыдущей статье, работодатель имеет полное право проводить оценку рисков собственными силами. Главное, не допустить формализации этого процесса.

Напомним пример подобной формализации — когда линейный руководитель формально заполняет формально же составленный опросник. То есть отвечает, на вопросы примерно следующего содержания: «Инструктаж проведен?», «СИЗ выданы?», «Правила безопасности соблюдаются?» и т. д.

Полученные таким образом результаты будут крайне далеки от истинного положения дел в сфере безопасности труда, хотя, конечно, с точки зрения действующего в настоящее время законодательства, тоже могут быть названы «материалами оценки риска».

В случае если на предприятии для оценки рисков используется, например, метод «Чек-лист» (тот самый опросник) можно, для повышения его эффективности несколько изменить формулировки.

Формулировка значат много

Пример неправильных формулировок: «Вы прошли инструктаж?», «Выполняете ли вы правила безопасности?» Вместо этого нужно спросить: «Назовите дату последнего инструктажа», «Перечислите требования охраны труда перед началом работы» и т.д.

При этом заполнение опросника следует поручать не линейным руководителям, а специально выделенному сотруднику, который интервьюирует сотрудников подразделения и линейного руководителя.

Если полученные ответы «не бьются» с данными журналов либо сотрудники не могут назвать базовые, элементарные требования правил — следует вывод о формальности процесса проведения инструктажей и обучения. Анализируя совокупность полученных ответов, специалист может сделать вывод о том, каков реальный уровень риска нарушения правил безопасности в данном подразделении.

Универсальная методика и для предприятия и для офиса

Вообще, для создания простой и эффективной системы управления профессиональными рисками решающее значение имеет правильный выбор базовых методов оценки риска, в совокупности составляющих методику оценки риска.

В качестве одной из наиболее универсальных методик оценки риска группа компаний «ЭКОСТАНДАРТ» может рекомендовать разработанную ею методику, представляющую собой комбинацию методов «Предварительный анализ опасностей», «Чек-лист» и метода Файна-Кинни.

Эта методика в полном ее варианте одинаково подходит и для производственных предприятий, и для предприятий непроизводственной сферы, и состоит из семи последовательно реализуемых этапов.

1. Сбор информации для подготовки плана выездного аудита и разработка чек-листов для идентификации опасностей и аудита работников.

2. Выездной аудит, который включает:

  • опрос работников;
  • идентификацию опасностей с фото- и видеофиксацией;
  • проведение исследований/испытаний и измерений — по жалобам работников или по выявленным несоответствиям.

3. Расчет индекса профессионального риска (далее — ИПР). ИПР рассчитывается отдельно для каждой идентифицированной опасности, исходя из вероятности происшествия, частоты подверженности сотрудников этому происшествию и его последствий.

ПРИМЕЧАНИЕ. Автор пишет о применение метода Файна-Кинни, основная идея которого заключается в оценке индивидуальных рисков как произведение трех составляющих: воздействия, вероятности и последствия наступления события:

Риск = Вероятность × Воздействие × Последствие.

Иными словами, для определения степени риска необходимо перемножить баллы вероятности события, его частоты и возможных последствий:

Баллы

Вероятность

Баллы

Воздействие

Баллы

Последствие

10

Скорее всего, произойдет

10

Постоянно

100

Чрезвычайная ситуация, много жертв

6

Очень вероятно

6

Ежедневно в течение рабочего дня

40

Разрушения, есть жертвы

3

Нехарактерно, но возможно

3

От случая к случаю (еженедельно)

15

Серьезные последствия, есть смертельный случай

1

Маловероятно

2

Иногда (ежемесячно)

7

Потеря трудоспособности, тяжелая травма

0,5

Вряд ли возможно

1

Редко (ежегодно)

3

Случаи временной нетрудоспособности

0,2

Почти невозможно

0,5

Очень редко

1

Легкая травма, оказана первая медицинская помощь

0,1

Фактически невозможно

 

 

Если в результате умножениям мы получили > 320, то риск очень высок! В диапазоне от 160 до 320 баллов – высокий. Между 70 и 160 – существенный. И т.д.

4. Определение срочности мероприятий по профилактике рисков, исходя из ИПР.

5. Разработка мероприятий для снижения уровня профессионального риска.

6. Повторная оценка уровня профессионального риска с учетом разработанных мероприятий.

7. Составление графика реализации мероприятий.

В варианте для предприятий непроизводственной сферы методика может применяться как в указанном виде, так и, при необходимости, трансформироваться в комбинацию метода «Чек-лист» и метода Файна- Кинни. При этом в качестве вопросов чек-листа могут быть использованы в том числе и положения соответствующих санитарных правил (например, СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» 2.2.4.3359–16), а также результаты производственного контроля, по которым делаются выводы о соответствии или несоответствии реального положения дел на объектах оценки (рабочих местах, рабочих зонах, помещениях) нормативным требованиям.

 

Больше в февральском выпуске журнала «Охрана труда и пожарная безопасность». Рекомендуем также ознакомиться с тематической подборкой «Управление рисками: оптимальный пакет документов», которая позволяет самостоятельно, без привлечения дорогостоящих услуг сторонних организаций создать систему управления профессиональными рисками для своей организации.

 

Читайте также