Статьи

Вернуться к списку статей
СОУТ (специальная оценка условий труда)

А не время ли пересмотреть СОУТ?

Специальная оценка условий труда, которая была проведена работодателями в 2014-2016 годах, требует пересмотра. Но что изменилось за это время? Об этом знают эксперты «Охраны труда и пожарной безопасности» Вадим Серов – руководитель отдела аудита по охране труда ООО ЦАОТ «Лидер» и Петр Равочкин – директор центра охраны труда «Уникс».

Так, с момента введения СОУТ были внесены такие изменения:

Изменения

Основания

Законодательная норма

Комментарии

Появилась возможность декларировать рабочие места после измерений вредных и (или) опасных производственных факторов

Статья 11 Закона № 426-ФЗ

«1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Расширились возможности для работодателя по декларированию рабочих мест, а значит, сократились расходы на СОУТ, так как повторное ее проведение на декларируемых местах не потребуется через пять лет. Для тех, кто провел СОУТ до изменений, законом предусмотрена подача уточненной декларации

Стали оформляться карты на декларируемые рабочие места

Статья 15 Закона № 426-ФЗ

«4. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1–4, 7 и 9 части 1 настоящей статьи».

До этого момента работника можно было ознакомить только с декларацией, теперь же он ставит подпись в карте

Изменился подход к идентификации биологического фактора: теперь лицензия не требуется

Приложение № 2 к Методике проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденной приказом Минтруда РФ от 24 января 2014 года № 33н (далее — Методика № 33н)

«8 Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах: организаций, осуществляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и (или) в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии) на право осуществления такой деятельности; организаций, осуществляющих деятельность в области использования в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов II степени потенциальной опасности; медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность; работников, непосредственно осуществляющих ветеринарную деятельность, государственный ветеринарный надзор и (или) проводящих ветеринарно-санитарную экспертизу»

Многие работники медицинских и ветеринарных организаций, которые провели СОУТ до этих изменений, лишились гарантий и компенсаций, так как биологический фактор распространялся только на лаборатории, которые входили в их состав и имели лицензию на работу с патогенными биологическими агентами. Другой показатель — напряженность трудового процесса, по которому при аттестации рабочих мест медицинские работники подпадали под вредный класс условий труда значительно сократился, что также привело к потери вредного класса, а значит, и компенсаций. С выходом этих изменений работники вернули себе право на компенсации, которые получали ранее

Изменился подход к идентификации

освещенности рабочей поверхности

Приложение № 2 к Методике № 33н

«1.4.1 Освещенность рабочей поверхности.

Идентифицируется как вредный и (или) опасный фактор только при выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением, или при осуществлении подземных работ, в том числе работ по эксплуатации метрополитена»

До этого изменения процедура декларирования была по факту невозможна, так как освещенность замерялась на всех рабочих местах, а декларировать изначально можно было, если измерения не проводятся. Таким образом, до этих изменений реализовать право декларирования рабочих мест было невозможно

Появилась уточненная декларация

Статья 3 Федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 1 мая 2016 года № 136-ФЗ

«4. В отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест»

Для работодателей, которые провели СОУТ до изменений, в законе появилась дополнительная возможность не нести затраты на повторную СОУТ, если условия труда на рабочих местах были отнесены к оптимальному или допустимому классу (просто подав уточненную декларацию)

Появилась обязанность заказчика извещать в течение 3 дней об утверждении отчета организацию, проводящую СОУТ

Статья 15 Закона № 426-ФЗ

«5-1. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне»

Это очень важное изменение, так как организация, проводящая СОУТ, должна в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета заказчиком передать информации о проведенной СОУТ в систему ФГИС. При этом не было обязанности заказчика сообщить информацию об утверждении, что приводило к нарушению сроков

Добавилось исключение, кому не нужно проводить СОУТ

Статья 3 Закона № 426-ФЗ

«3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом»

С выходом изменений от СОУТ освободили работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом

Закрепили в законе, когда можно не проводить внеплановую СОУТ при определенных изменениях

Статья 17 Закона № 426-ФЗ

«3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3–5 и 7 части 1 настоящей статьи, вне- плановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией»

До внесения изменений данное право регламентировалось лишь в комментариях Минтруда РФ, и многими инспекторами ГИТ не воспринималось. Теперь же оно закреплено в законе

Больше на эту тему в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность» 2019, выпуск 11.

 

Убедитесь, что вы подписаны на журнал и вся необходимая информация — под рукой!