Статьи

Вернуться к списку статей
Документы, отчетность

Кто может исполнять обязанности специалиста по охране труда в организации?

Отсутствие в организации специалиста по охране труда может быть чревато административной ответственностью по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф 80 000 руб.). Поэтому даже для компании, в штате которой работает меньше 50 сотрудников, нужны какие-то варианты.

Например, функции по охране труда может выполнять руководитель организации лично либо уполномоченный работник (кадровик или бухгалтер).

ПОЛЕЗНо знать
РЕКОМЕНДУЕМ ВАМ:
ОТПБ
ДРУГИЕ ВЫПУСКИ ♦ ПОДПИСКА

Можно также привлечь организацию или специалиста, которые оказывают услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору.

В любом случае для маленьких организаций (меньше 50 сотрудников) решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимает руководитель (ч. 2, 3 ст. 217 ТК РФ). Если в штатном расписании нет должности специалиста по охране труда, поручить работу по охране труда сотруднику можно только в порядке совмещения должностей. Хотя такая форма дополнительной работы подразумевает наличие вакантной должности, этот случай является исключением (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Указанные функции может выполнять любой сотрудник, в том числе и кадровик, если его уровень подготовки соответствует требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда» (приказ Минтруда от 04.08.2014 г. №524н).

То есть требования к образованию и квалификации следующий:

  1. высшее образование по направлению «Техносферная безопасность» либо любое непрофильное высшее с профпереподготовкой по охране труда;
  2. любое среднее профессиональное образование, профпереподготовка по охране труда и стаж работы три года.

Если у кадровика или иного сотрудника, которого назначают ответственным за охрану труда, нет необходимого профессионального образования, ему нужно пройти обучение по охране труда в аккредитованном Минтрудом России учебном центре, имеющем лицензию на образовательную деятельность. Это требование п. 2.3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением от 13.01.2003 Минтруда № 1, Минобразования № 29.

Совмещение

Сотрудник может выполнять функции по охране труда наряду со своей основной работой (ст. 60.2 ТК РФ), если работодатель заключил с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. Должен быть указан объем поручаемой работы, срок, в течение которого работник будет ее выполнять, размер доплаты. Ни минимальный, ни максимальный размер доплаты закон не определяет.

На основании дополнительного соглашения к трудовому договору руководитель организации должен издать приказ о совмещении должностей и ознакомить с ним сотрудника под подпись.

Важно! Сотрудник может в любой момент досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а организация — досрочно отменить поручение о ее выполнении. Срок предупреждения в письменной форме — три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).

Совместительство

Если сотрудник согласится выполнять функции по охране труда в свободное от основной работы время, то с ним следует заключить трудовой договор о работе по внутреннему совместительству. По соглашению с сотрудником может быть установлен срок трудового договора (абз. 11 ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

Обязанности (отсылка к должностной инструкции специалиста по охране труда) должны быть прописаны в трудовом договоре. Зарплата совместителя обычно не превышает 50% оклада без учета стимулирующих и компенсационных выплат.

Важно! Работать в таком режиме совместитель может не более четырех часов в день (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).

На основании трудового договора руководитель издает приказ о приеме на работу по совместительств. Предусматривается отдельный учет рабочего времени по основной работе и по совместительству.

Сторонние специалисты или организации

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, работодатель может привлечь стороннего специалиста или организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда, по гражданско-правовому договору .

Указанная организация должна быть аккредитована на оказание соответствующих услуг согласно Правилам аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 01.04.2010 № 205н (см. реестр аккредитованных организаций на официальном сайте Минтруда России).

Но если в штате организации больше 50 сотрудников...

...и организация ведет производственную деятельность, в штатном расписании должна быть должность специалиста по охране труда либо выделена служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Эти требования распространяются на все организации независимо от сферы деятельности и того, производит ли организация материальные блага или оказывает услуги

Порядок создания службы охраны труда в организации определен в Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14. Этот документ носит рекомендательный характер.

Использованы публикации и материалы Школы охраны труда «Контур»


Не знаете, где найти нужный для работы номер журнала, статью в электронной форме, шаблоны документов в word?