Статьи

Вернуться к списку статей
СОУТ (специальная оценка условий труда)

«Дискриминационные» доплаты за вредные условия труда и как исправить ситуацию?

Приведение размера доплат в соответствие с требованиями законодательства не является дискриминацией. А вот оплата сотрудникам, принятым на одни и те же должности, с одинаковыми условиями труда, но в разное время, по-разному — это дискриминация.

В этом убеждена Наталья Агуреева, эксперт по трудовому законодательству.

 

Начнем с примера.

В медицинском учреждении была проведена аттестация рабочих мест в 2010 году. По результатам аттестации установили доплату 15 % за работу с вредными условиями труда на основании действующего на тот период законодательства.

В 2015 году на данных рабочих местах была проведена СОУТ. Результаты СОУТ подтвердили вредные условия труда и работникам, работающим до 2014 года, на основании статьи 15 Закона № 421-ФЗ размер доплаты не снижался. Всем остальным работникам, кто принят на работу с января 2014 года, установили доплату 4 %.

В период с 2014 года в области неоднократно изменялась система оплаты труда и производилась индексация окладов, размеры которых увеличились с 4 000 рублей до 20 000 рублей. Разница в доплате за работу в одинаковых вредных условиях труда между работниками составила в разы.

В 2020 году в организации, которая и поделилось с редакцией этим примером, запланирована очередная спецоценка. Будет ли распространяться требование статьи 15 Закона № 421 при установлении (снижении, увеличении) размера гарантий после очередного проведения СОУТ рабочих мест (АРМ 2010 — СОУТ 2015, СОУТ 2015–2020, СОУТ 2020–2025), или работодатель может пересмотреть размер гарантий, применив статьи 74, 372 ТК РФ?

Позиция эксперта по трудовому законодательству состоит в том, что оплата сотрудникам, принятым на одни и те же должности, с одинаковыми условиями труда, но в разное время, по-разному — дискриминация. И правильно было бы платить в значительно повышенном размере (по отношению к 4 %) всем сотрудникам.

Требуется лишь внесение соответствующего размера компенсационной выплаты в коллективный договор и (или) положение об оплате труда, а также трудовые договоры работника.

Другой вопрос, не вызовет ли это вопросы в учредителя медицинской организации, а также обвинение в нецелевом расходовании бюджетных средств?

Но с точки зрения трудового законодательства, в приведенном примере уже на 1 января 2014 года следовало привести отношения с работниками в соответствие путем установления «актуального» размера доплаты.

Не поздно это сделать и сейчас!

Специально для журнала «Охрана труда и пожарная безопасность». См. больше в выпуске №1 2020 года.